МОБУ "Полевая СОШ"
Оренбургская область, Домбаровский район, п.Полевой
  • Швейная машина

    Швейная машина.

     

    Урок по теме «Швейная машина. Основные операции при машинной обработке изделия. Классификация машинных швов.» с использованием ИКТ.

    5 класс

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    Образовательная цель: расширение понятийной базы обучающихся об устройстве бытовой швейной машине с электрическим приводом.

    Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о  первоначальных умениях и навыках в  подготовке швейной машины к работе.  

    Планируемые образовательные результаты 

    Личностные:

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ   с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
    • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного   труда.

    Метапредметные:  

    • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
    • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
    • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

    Предметные:

    • познавательная сфера: классификация и назначение оборудования; овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;   оценка технологических качеств  и свойств оборудования и его рациональное  использование;     формирование целостного представления о швейном оборудовании;
    • коммуникативная сфера: умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;  установление рабочих отношений в группе (паре) для выполнения практической работы; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками;  сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументированное высказывание своей точки зрения;   отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
    • трудовая сфера: документирование результатов труда с помощью компьютера; овладение методами   решения творческих задач контроль   промежуточных  конечных результатов труда по установленным критериям;  
    • физиолого-психологическая сфера: развитие моторики и координации движений рук при работе на компьютере и швейной машине;
    • мотивационная сфера: осознание ответственности за качество результатов проделанной работы.

    Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Методы обучения:

    • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, активные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа. практическая работа;
    • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:  учебных дискуссий, словесного поощрения, создания атмосферы эмоционального комфорта, стимулирования ответственности и долга;
    • методы контроля и самоконтроля результатов обучения: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, перекрестный опрос, самостоятельная работа, практическая  работа, работа в парах.

    Средства обучения:

    • Печатные: учебник  Технология. Технологии ведения дома: 5 класс,   рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома».
    • Аудиовизуальные: Презентация «Бытовые швейные машины с электрическим приводом»
    • Наглядные пособия:    текст сказки «Про машинку и сусальное золото»
    • Технические средства обучения (средства ИКТ): экран навесной,  мультимедийный проектор, швейные машины фирмы BROTHER LS-3125.

    План-конспект урока

    деятельностной направленности

    по формированию УУД у обучающихся

    1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)

    - Добрый день , ребята. Сегодня у нас гости.

    1. Актуализация знаний (3мин.)

    - Я хочу начать урок с загадок.

    1.Они обычно для шитья; 
    И у ежа их видел я.
    Бывают на сосне, на ёлке,
    А называются?   (Иголки)
    2.Инструмент бывалый

    Не большой, не малый.
    У него полно забот, 
    Он и режет, и стрижет.(Ножницы)

    3.На пальце одном 
    Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

    - Как вы думаете, что общего между этими загадками? (Все предметы связаны с шитьём).

    -Какое швейное оборудование нужно использовать при изготовлении одежды, чтобы выполнить качественно и быстро изделие? … (швейная машина)

    -     У кого дома есть швейные машины? (ответы детей)

    -     А вы пробовали шить на швейной машинке? (ответы детей)

    -     А хотите научиться? (ответы детей)

    1. Постановка учебной задачи (3 мин.)

    -      Как вы думаете, так  о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей) 

    -    Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Бытовая швейная машина) (слайд 1)

    -     Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? (Познакомиться с историей создания и устройством швейной машины)

    -  Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем.

    -    Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.

    1. Построение проекта выхода из затруднений

    (открытие новых знаний) (20 мин.)

    - Итак, что же такое швейная машина? (слайд 3 )  Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. 

    Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе(слайд 5)

     Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

    ФИЗМИНУТКА

    -Проведем необычную физминутку.

     -  Покажите, как шьет вышивальщица ______

    -  А теперь намотаем пряжу в клубок ______

    - Представьте, что спинка устала, подтянитесь____

    Знакомство с историей швейной машины

    Первый проект  (слайд )  машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи.  Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.

     В 1755 г.  (слайд ) немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.

    Наконец в 1850—1851 (слайд)  годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.  Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.

    Современные швейные машинки  (слайд )   получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.

    Знакомство с современными швейными машинами

    Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

    Знакомство с классификацией швейных машин

    Все швейные машины различают:

    • по назначению: бытовые и производственные;        (слайд )
    • по выполняемым операциям: специальные и  универсальные;       (слайд )
    • по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы;          (слайд )
    • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.        (слайд )

    Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

    На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

    - Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? (дети отвечают)

    Показ устройства швейной машины

    - Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом фирмы

    Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.

    Швейная машина  оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья.

    Модель нашей швейной машины выполняет 16 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме.

    При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции.

    Швейная машина оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой.

    В данной модели есть узкая рукавная платформа - «свободный рукав» и удобный отсек для хранения принадлежностей. В стандартную комплектацию швейной машины входят защелкивающиеся на стержне сменные прижимные лапки, набор игл, шпульки и другие аксессуары.

    - Перед работой на швейной машине нужно соблюдать правила по ТБ.

    1. Перед работой проверить исправность шнура.
    2. При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за корпус вилки шнура.
    3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при      включенном электродвигателе.
    4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.
    5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок     и игл.
    6. На машине не должны лежать посторонние предметы.
    7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы.
    8. Не наклоняться  близко к движущимся частям машины.

    Соблюдать санитарно – гигиенические требования. (Какие

     - А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1  Основные детали швейной машины.  

    Задание 1

    - Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.

     (обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом)

    - Ну что, сложно устроена швейная машина? Ничего! Тяжело в учении, легко в бою!  Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении  самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе.

    1.    Рефлексия  деятельности обучающихся (4 мин.)

    - Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Как вы думаете, мы справились с целью сегодняшнего урока, изучили швейную машину и ее подготовку к работе? (ответы детей)  

     - Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете, когда изобрели швейные машины, для чего они предназначены. Мы изучили детали машин. На втором уроке мы научимся заправлять швейную машину. А теперь поделитесь вы своими мнениями об уроке. Вам предлагается четыре высказывания, которые вы должны закончить

    1. Мне понравилось…
    2. Я знаю…
    3. Я умею…
    4. Я не смогла…, потому что…
    5. Мне захотелось…


     

                         Самоанализ урока технологии в 5классе

    Тема урока: История создания швейной машины. Устройство швейной машины с ручным приводомПравила безопасной работы.

    Тема совпадает с тематическим планированием и является 1 уроком в разделе машиноведение

    Мобилизирующее начало: Класс к уроку готов.

    Организационный момент 

    • Проверил у учащихся готовность к уроку.
    • Готовность к уроку: тетрадь, карандаш, ручка, ластик, клей
    • Психологическая подготовка.
    • Ознакомил с целями и задачами урока.
    • Мотивация учебной деятельности. (от знаний машиноведения зависит качество пошиваемого изделия)
    • проверка домашнего задания прошла в форме выставки показа с повторением пройденного материалаГде была дана оценка выполнения Д\Р.

    Тема дана вовремя 

    Тип урокакомбинированный.

    Цели.воспитательные: Ознакомить с историей создания швейной машины.

    2. Развивать интерес к истории,.

    3. Воспитание ответственности, самостоятельности, аккуратности и бережного отношения к оборудованию.

    4. Научить безопасной работе за машиной, ознакомить с названиями основных частей машины и санитарно-гигиеническими требованиями.

    Развивать память, любознательность, эрудицию.

    На уроке использовал различные методы обучения и воспитания:

    1. Словесный (рассказ, объяснение, беседа)

    2 наглядный ( Наблюдение, демонстрация, компьютерные технологии.)

    3 Практические ( Вклеивание карточек, составление слов из букв)

    Приемы рассуждение, пояснение.

    Формы организации фронтальная, индивидуальная.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie