План конспект урока
Тема урока: Выжигание по дереву , 6 класс
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.
Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.
Цели урока:
Образовательная - сформировать у учащихся представление о технологии выжигания по дереву, технике выжигания».
Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности.
Развивающая – развивать моторику рук, продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.
Методы проведения занятия: объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: Рисунок на фанере.
Межпредметные связи: рисование – соблюдение пропорций; черчение - геометрические тела и фигуры (разметка).
Материально техническое оснащение:
- оборудование учебных мастерских;
- инструменты и приспособления.
Задачи:
- Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
- Ознакомить с историей выжигания по дереву.
- Развивать у учащихся:
- Внимание;
- Аккуратность;
- Исполнительность;
- Осмысленное выполнение поставленной задачи;
- Усидчивость;
- Творческие способности;
- Самостоятельность.
- Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
План урока:
- Организационная часть – 3 мин.
- Повторение пройденного материала – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 15 мин.
- Практическая работа:
- Ознакомление с ходом работы – 3 мин.
- Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.
- Самостоятельное выполнение задания учениками – 40 мин.
- Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.
- Оценивание работы, отчет учащихся – 6 мин.
- Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
- Проветривание.
Оборудование, материалы, инструменты:
- Мультимедийная установка (проектор, экран, компьютер).
- Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
- Выжигательные аппараты.
- Рисунки размером 14х20;
- Копировальная бумага, карандаши;
- Фанера берёзовая для каждого учащегося размером 14х20;
- Выставка работ учащихся.
- Презентация к занятию
Ход урока:
- Организационная часть.
- проверка готовности;
- обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
- Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Что собой представляет фанера?
Фанера –листовой древесный материал,получаемый путем наклеивания перпендикулярно друг другу листов шпона.
Какие породы древесины вы знаете и назовите их?
Хвойные(ель, сосна, кедр, пихта) и лиственные (береза, осина, липа, дуб и другие).
Какие свойства древесины вы знаете?
Физические (без нанесения на материал любых нагрузок).
Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.
Блеск – способность отражать свет.
Плотность – количество массы в единице объема.
Теплопроводность – способность передавать теплоту.
Электропроводность – способность проводить электроток.
Запах – свойство действовать на обоняние.
Влажность – содержание влаги в массе древесины.
Механические (воздействие на материал механических нагрузок).
Прочность – способность выдерживать нагрузки (предел прочности).
Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.
Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.
Что такое текстура?
Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.
Обработка древесины.
Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.
Художественное оформление изделий из древесины.
Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.
3. Объяснение нового материала.
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. (Слайд. 2)
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. (Слайд.3)
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.(Слайд.4)
Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.
Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки. (Слайд.5)
Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.
Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Слайд. 6,7)
- Выбор рисунка в соответствии с размером и формой изделия. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.
- Перевод рисунка на заготовку. (Слайд.8). Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности: 1. Контур рисунка;
2. Мелкие детали рисунка.
В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу.Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.
Сегодня мы научимся плоскому способу выжигания:
Изображение, получившееся в результате плоского выжигания, находится на плоскости, а рисунок состоит из контурных линий, штрихов, точек. Получить различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала - проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться: от светлых тонов до темно-коричневых тонов. (Слайд.9)
Выжигание.Для выполнения работы мывозмемвыжигатели и необходимые инструменты:1) Электрические выжигатели;
2) Металлические подставки для выжигателя;
3) Розетка 220 В.
Техника выжигания.(Слайд. 10, 11, 12, 13, 14)
Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине.
Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.
При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.
4. Практическая работа.
-
- Ход работы (мультимедийная презентация);
- Устройство выжигательного аппарата;
- Последовательность работы
Вот так должен выглядеть окончательный этап выполненной работы (Слайд. 16)
На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:
- Шлифование поверхности пиломатериала шлифовальной шкуркой;
- Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
- Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.
Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.
- Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
- Способы выжигания.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
-
- Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
- Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.
- Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
- Перевод рисунка на изделие выполнили ранее спомощью копировальной бумаги.
- Выжигание по контуру.
Давайте остановимся на основных правилах техники безопасности при выжигании (Слайд.15)
1) Выжигать можно только по сухой древесине.
2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.
3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.
4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.
5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.
6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.
5. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании.
- - включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
- - периодически при выжигании проветривать помещение;
- - не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
- - оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
- - во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
5. Закрепление знаний. Тестирование (2-5 мин.)
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.
В – один из видов слесарных работ.
С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Д – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – ДСП
В – ДВП
С – фанера
Д – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильником
В – шлифуют наждачной бумагой
С – обрабатывают рубанком
Д – полируют
4. Для выжигания подходит древесина деревьев
А – лиственных пород
В – хвойных пород
С – кустарников
Д – тропических пород
5. К лиственным породам деревьев относятся
А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственница
В – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вяз
С – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственница
Д – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз
6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам
А – текстура, твёрдость, цвет, направление волокон
В – текстура, запах, твёрдость, цвет
С – твёрдость, запах, цвет, количество колец
Д – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость
7. Фанеру получают путём
А – поперечного распиливания бревна
В – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона
С – прессования и склеивания измельчённой древесины
Д – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
8. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – кальки
В – ксероксных листов
С – копировальной бумаги
Д – прозрачной бумаги
9. Тонкую линию получают при
А – медленном движении пера
В – быстром движении пера
С – плавном движении пера
Д – движении пера рывками
10. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиям
В – по выпуклым поверхностям
С – по внешнему контуру
Д – по вогнутым поверхностям
17. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красный
В – тёмно-красный
С – тёмно-коричневый
Д – светло-коричневый
7. Подведение итогов (рефлексия) (5 мин.)
1. Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева – выжиганием.
2. Давайте посмотрим, что у нас получилось (обсуждение готовых изделий).
3. Такие изделия покрывают лаком, чтобы они не испортились. Этому мы научимся на следующих занятиях.
Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы пробрели на этом уроке. Где пригодятся вам приобретенные практические навыки?
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
- Домашнее задание: повторить правила по техники безопасности.